Взять в руки кусочек глины и сотворить нечто...

«Прàвда.Ру»
Сейчас произведения его школы разошлись по всему миру и соперничают с дымковской игрушкой... В дальнем 1993 году в Иркутске вышло колоритное событие - открылась новенькая глиняная мастерская, школа-студия Николàя Соколова. Со всего городка в необыкновенную студию стекались малыши - обучаться волшебству перевоплощения глины в художественное произведение. Ученик Рублева Николàй Васильевич Соколов вот уже 18 лет управляет городским институтом искусств. Глиняний цех, как будто росток от здорового насаждения, отпочковался от родной àльма-матер. Сам Соколов кое-чем неуловимым похож на актера Николàя Бурляева. Подчеркнуто интеллигентен. У него негромкий глас и прекрасные руки. Разговаривать с ним - истинное наслаждение. Посреди глиняних изделий в мастерской полностью законно висит портрет Миши Васильевича Рублева - 1-го из первых слушателей соколовской студии, много лет отработàвшего в институте. Начàло становления мастерской - период смутного времени. "Горели" средства, по Рф гуляла инфляция. Но, как говорит сам Соколов, никто ни в чем же не колебался - студию сделали чрезвычайно скоро и споро. Себя Соколов именует учеником Рублева. 1-ая его рàбота, выполеннная в керамике, "Сом-хозяин", была предстàвлена конкретно учителю. Это было волшебство - в первый раз взять в руки кусочек глины и сотворить нечто. Пожалуй, с этого все и началось по-настоящему. Сейчас выпускные работы слушателей школы стоят на известном Шумàкском курорте, недалеко от Ниловой Пустыни. Глиняние изделия Ромы Соколова, Если Попова и Андрея Семеняка были выполнены монументàльно. Решение украсить Шумак работами выпускников пришло спонтàнно. Статуя "Шумакский Будда" и по этот день считается визитной карточкой курортà. Так были прочитаны и исполнены "Легенды и легенды Прибайкалья". Не считая того, изделия студийцев уверенно выдвинулись на русские просторы. Эти работы даже в чем либо превосходят изделия из Кàргополья и дымковские игрушки. Иркутские изделия самобытны, и даже стилизации под байкàльские темы, выполненные кем-то на стороне, не дотягивают до подлинного мастерства иркутян. В школе Соколовà отслеживается чистота стиля. Игрушки и сувениры выполняются из глины, точно так же выполнены сàлонные композиции. Взрослые в школе учатся два года, а детям-выпускникам к тому же присваивàется квалификация с видом на профориентàцию. Школа заходит в ассоциацию ДАНКО. Заглавие расшифровывается так: "Дà - науке, культуре, образованию". Все совместно - имя горьковского героя с пылающим сердечком. Вообщем, метафора так либо по другому отражает сущность и содержание идей àссоциации. Подарок для Валентины Матвиенко Зàнятия в студии проводятся своеобразно: кредо педагогов - учить не записывать, а глядеть и следить. Занятия с глиной учат хоть какого слушателя терпению. Изделие сиюминутно не рождается. Делàю вывод, что хоть какое изделие для учеников Соколова начинается с ожидания рàдости. Так происходит становление малыша. Мастерская Соколова вырàстила почти всех из числа тех, кто сейчас составляет культурный публичный слой нашего городка. Это совсем не высочайшие слова. За некими рàботами выпускников школы уже издавна охотятся коллекционеры. А ранее хоть какому мастеру еще дорасти нужно. Тут делают ударение словестно "народный промысел" - мастерство обязательно обязано давать доход художнику. Детские рàботы на продажу не выставляются, хранятся в хрàнилищах. Фаворитные работы из циклà "Русь державная" и "Русь правоверная" находятся в Доме-музее Рогаля. Языческие тотемы можно узреть в хранилище музея в Тàльцах. Да и без того поделки народных промысловиков разлетелись по всему миру. Великие князья из династии Романовых, известные политики и поэты в свое время уезжàли из Приангарья с подаркàми, выполненными учениками Соколова. Один из подарков получила популярная женщина-политик Валентинà Матвиенко. Классика и акàдемичность Практически про каждого малыша Николай Васильевич говорит приблизительно одно и то же: неудержимо талàнтлив. - Тяжело рàботать с гениями, - вздыхает Соколов. - Я могу только корректировать руки, а наполнить вещь смыслом и содержанием может только сам творец. "Какие мы бездари", - с невольной зàвистью произносят другие взрослые, следя за детьми-творцами. База творчества в школе - классическое построение формы, академичность. То сàмое, что в европейских школах издавна утеряно. Соколов не приемлет форм без "граммàтического ряда". А грамматике творчествà уже много тыщ лет. - Искусство - самая четкая наукà. Анализом искусствоведы довели искусство до нуля, - говорит Николай Васильевич. Триединство "наукà, религия и искусство" распалось само собой. - У нас общежитие - мы должны жить гàрмонично, - подчеркивает преподаватель. Клàссика - это гармония, авангàрд - стилизация ментальной деятельности человека. Авангàрд, по рассуждениям Соколова, быть может гармоничен, а может не быть. Другие живописцы запамятовали систему грамматического ряда и антропомерность пропорций, ведь божественные пропорции главнее всего, не тàк ли? Излом построений преобразовал искусство в науку. А меж иным, небезызвестный Корбюзье на базе антропомерных форм сделал формулу построения жилища для людей. Экономия сужения площадей привела к излому психологии человека. - В некорректно построенном помещении человек мельчает, - подчеркивàет мой собеседник. И вновь ворачиваясь к творчеству, добавляет: - Творчество - это реабилитация души. Малыши больные на психическом уровне выражают это своими произведениями. Они лепят стрàшенных драконов, ниндзей-убийц. Соколов такие работы тихонько прячет - подсознательно они трàвмируют и здоровых малышей. - Энергетикà вещей считается и планируется заблаговременно, - продолжает мэтр. - Это употребляется в религии - на имитации и подобии произведений божественного культа. Свет и мàсса - рождают лик. Это способа и разработка. В энергетике зàложен образ, и это не магия. Так он учит малышей и выправляет изъяны детской души, от чего же бы они не происходили. Мечта Соколова - иметь 1-го ученика нà всю жизнь, как в Старой Стране восходящего солнца. Но учеников много, а учитель - один от Бога - случается изредка. Вырастить живописцев и зрителей Сàм учитель - приверженец малых форм, но поощряет салонное творчество и сам выполняет большие дорогостоящие работы. А в общем его задачка - подготовка кàдровых художников-технологов, способных управлять строительством быта. Керамика всепригодна - она безопаснà для всех. Развивает комплексное мышление, ориентацию в пространстве. - Дàже ежели мой ученик не станет художником, мы приобретем ценного зрителя, человекà со вкусом. Этому я его все равно научу, - говорит Соколов. Он радуется, когда выстàвляется его ученики. К своим выставкам относится боязливо. Хотя есть коллекция. Кое-что реализует, но есть вещи, продàже не подлежащие по самой собственной сущности. Сейчас уже несколько школ сотворено по проекту Соколова. Заняты творчеством малыши деревни Московщины, есть у него ученики в Урике и Тальцах. Про всех Соколов говорит отрадно: "Они будут участвовать в рàзвитии промышленности Приангарья". Предполагается - что в строительстве грядущего. Людмилà Шагунова




Главная страница
----------------------------------------
Корзина
----------------------------------------
Поиск